Чудо живой музыки
Мартовский воскресный вечер для полусотни счастливчиков прошел в маленькой гостинице «Онтарио». В зале ресторана играли люди, вошедшие в историю джазовой музыки – пианист-импровизатор Сергей Горюнович и барабанщик Валерий Жилин. В этой великолепной компании играли также: бас-гитара – Александр Стробыкин и саксофонисты – Владислав Кривченко и Максим Кирюк. И украшение общей гармонии – глубокий меццо-сопрано Лидии Гринь. Думаю, что по этим фамилиям многие узнали творческий союз талантливых неординарных людей – группу «Du talon»! Вот мы сидим в «Онтарио» и слушаем «Ночь в Тунисе» Д. Гиллеспи, «короля 52-й улицы». И нам всем хорошо: и тем, кто знает, кто такой Диззи, и тем, кто даже не запомнит этого имени. Дело не в просвещенности. У нас общее настроение. Держать позу невозможно. Мы просто пьяны от свободы самовыражения.
О кременчугском клубе «Du talon» знают в Дублине и Лондоне. В ближайших планах – приезд к нам знаменитостей из России, Норвегии, Польши и Германии
Душа, организатор, бессменный руководитель группы «Du talon» - Сергей Горюнович. - Сергей Афанасьевич, что означает «Du talon»? - Дю талон – музыкальный прием. Нетрадиционный способ игры на скрипке, когда вместо привычного скольжения смычком по струнам стучат по древку. Мы играем джаз. А это – соединение негритянского фолка с европейской музыкой. То есть, на струнах играет европеец, по древку стучит негр. Шучу. Самый главный элемент в джазе – импровизация. Все можно сыграть строго по нотам. Но это первая ступень музыкального образования. Освоение техники игры. А с появлением творческой жажды музыкант стремится к более высокой ступени. Она называется импровизация. То есть создание музыкального произведения непосредственно в процессе исполнения. Глюк, Гендель, Паганини, Бах – все они импровизаторы. Это вершина музыкального роста. И музыкальной свободы. - Но вы играете в команде! Кто ведет? Кто подстраивается? - Все наши исполнители очень высокого уровня. В джазе исключены посредственности. Нас ведет тема, понимаете… А кураж в процессе импровизации приходит ко всем. - Довольно тесная связка. Не ссоритесь? - Если был конфликт, на сцену можно не выходить. Игры не будет. Поэтому мир – любой ценой. Какое-то индивидуальное отдельное мнение нужно высказывать осторожно. Потому что у нас все – личности. Вот я, например, против кроссовок на выступлениях. И хотел бы, чтобы все были в белых рубашках. Но не в моем характере тратить время и силы на переубеждение. Поэтому у нас в одежде тоже полная импровизация. А жаль…
Когда ритм опьяняет...
Когда-то с легкой «руки» М. Горького джаз назвали «музыкой для толстых», а потом долгие годы в стране Советов эту музыку считали «опасной». Она на самом деле «опасна»! Вот мы сидим в «Онтарио» и слушаем «Ночь в Тунисе» Д. Гиллеспи, «короля 52-й улицы». И нам всем хорошо: и тем, кто знает, кто такой Диззи, и тем, кто даже не запомнит этого имени. Дело не в просвещенности. У нас общее настроение. Держать позу невозможно. Раскачиваются тела, постукивают пальцы, притопывают ноги – мы все вместе исполняем «Ночь в Тунисе». Причем как собственное произведение. Мы просто пьяны от свободы самовыражения. Кто бы разрешил такое в 37-м году? До 60-х гг. новости джаза от Виллиса Коновера можно было слышать только по «Голосу Америки». А сегодня слушаем джаз «вживую». Каждое второе и четвертое воскресенье месяца. Не выезжая из Кременчуга. Нам всем повезло. В Полтавской области «Du talon» - единственный джаз-клуб. И человек, вошедший в джазовую энциклопедию Украины – Сергей Горюнович - живет у нас. Спешите, пока его не забрала заграница. Валерий Жилин уже довольно долгое время работает в Англии. Его музыку крутят на Би-би-си, а у нас, на улице Бутырина в гостинице «Онтарио», можно услышать живьем. Комментарии излишни. В поисках признания и спонсоров
Валерий Жилин приехал в клуб со своим инструментом. Изысканный дизайн барабанной установки впечатлял. Цвет слоновой кости плюс сверкающий никель. В глазах обладателя - хозяйская гордость за инструмент. Сделан барабан в самом Лондоне. Известная торговая марка SIGNIA. На таких же барабанах играет известный американский драммер Майк Террана. А Валерию Жилину помог с барабаном… «Уралмаш». Не из лучших побуждений музыканты сегодня гастролируют по городам в поисках признания и… спонсоров... Интересна история инструмента, на котором играет и Сергей Горюнович. В его случае тоже не обошлось без спонсора. - Сергей Афанасьевич, какова история вашего инструмента? - В июле 2007 г. я ехал на концерт в Белую Церковь. Я люблю там выступать. Очень живой слушатель, легко идущий на контакт. Необыкновенная атмосфера. Но тогда настроения не было совсем. В это время дома умирал мой Исхан. Бультерьер. Ему было 13 лет. Те, кто имел собаку-друга, меня поймут. Так сложились обстоятельства, что со мной не оказалось инструмента. Срочно искали что-нибудь в магазинах. В результате мне пришлось играть на шикарном умопомрачительном KORGE, который одолжил для выступления хозяин музыкального магазина Руслан. «Посвящение другу» - так я начал свою игру. Я думал об Исхане, о доме, в котором его больше не будет. Странно, но цвет пианино совпадал с окрасом моей собаки. Это особым образом сказалось на игре и отпечаталось в памяти. Спустя время воспоминания об Исхане и этом пианино переплелись. Но цифровое пиано японского конструктора в мой бюджет явно не вписывалось! Однако оно появилось в моей жизни. Это было самое неожиданное чудо. 15 сентября 2007 г. на Всеукраинском Арт-фестивале в Кременчуге я получил пианино в подарок. Не такое же, а именно то, из Белой Церкви. То, на котором я играл в предпоследний день жизни Исхана. Человека, который подарил мне инструмент, зовут Анатолий Григорьевич Веселовский. Он не раз помогал нашей работе. У клуба нет пока серьезных доходов. Моя официальная зарплата как у руководителя кружка Дворца культуры имени И. Ф. Котлова - 500 грн. Основные расходы по содержанию клуба несут уважаемые спонсоры. Некоторые не хотят быть названными. Это их право. Мы ценим то, что они делают для нас и украинского джаза в целом! - Сергей, думаю, будет несправедливо, если мы не расскажем о вашем отношении к вере. - Это большая тема для отдельного разговора. Музыка меняет человека. Чем выше становилось мое исполнительское мастерство, тем на более высокий уровень духовного мира я поднимался. Я принял решение изучать духовный мир на основе Библии. Учился всерьез. Я – бакалавр богословия. Занимаюсь преподавательской деятельностью в семинарии и школах, в т. ч. Киева. Служу в группе прославления. Записал христианский альбом «Сокхоф». Создал цикл произведений для православной церкви. 22 апреля в католическом костеле Белой Церкви состоится концерт. Орган – профессор Трент Джонсон из Нью-Йорка, контрабас и миди-гитара – Александр Дмитренко, пианино – ваш покорный слуга. Такого качества живого звучания не передаст ни один магнитный носитель. Позвольте себе это чудо! - Ну и последний вопрос. На вручении известных премий, не будем их перечислять, лауреаты выходят и поименно благодарят за свой успех… Кого бы назвали вы? - Ну, маму, конечно! Мне было около шести, когда я начал изводить домашних игрой на пианино старшей сестры. В музыкалку брали с семи. Чтобы не слушать мои первые, не самые удачные, импровизации, мама пригласила Людмилу Петровну Бережную обучать меня музыке. Вот человек, с которым я встал на этот путь. Очень хочу ее найти. Может, кто-нибудь из читателей газеты что-то знает о ней? Благословением была для меня музыкальная школа № 1 им. П. И. Чайковского. Потом Полтавское музыкальное училище. И Белорусская государственная консерватория в Минске. Благодарен всем своим учителям. Я учусь каждый день, у всех и всегда. Приходите в «Du talon». Мы вас ждем. Всем привет! До встречи.
14 (147) 3/04/2008 Екатерина Шушпанова
|