У ПУШКИНА НА МОЙКЕ С СЕРГЕЕМ ГОРЮНОВИЧЕМ.
Если Вам не приходилось бывать в Петербурге и посетить музей-квартиру Пушкина, Вам поможет это сделать композитор Сергей Горюнович. Следует только просмотреть и прослушать его поэму «НАБЕРЕЖНАЯ МОЙКИ,12». Объектив камеры медленно двигается комнатами мемориальной квартиры, где Поэт провел последние месяцы и дни своей земной жизни. Музыка в этом кино-экскурсе – нет! не «сопровождение»! Она – второй после Пушкина персонаж «действа», чуткий экскурсовод в этой сосредоточенной, почти созерцательной прогулке. Тон «экскурсии» избран разумный и тактичный. Здесь нет места суете и беспокойству. Ничто не может нарушить благоговейной тишины комнат, где жил гений. Жил? А не сам ли дух Поэта ведет нас вдоль книжных полок и рабочих столов, медленно перелистывая страницы рукописей?... Тон музыкального ряда, что органично вплетается в тон визуальный, так и хочется назвать «петербургским»: кто бывал в гулких дворах-колодцах старого Петербурга – тот почувствует холодную сумрачность, скрытую напряженность атмосферы загадочного города. Города, что породил Достоевского. Города, что поглотил Пушкина. Серый, холодный колорит. Он – в серой цветовой гамме рисунков, в графических контрастах, что подчеркивает документальную непреклонность повествования. Да, повествующий, эпический тон музыки очевиден. Педальный, остинатный пласт электронной партитуры «держит» интонацию хроникальности. Эта эпическая, беспрерывная по сути, «лента» партитуры по-настоящему полифонична. Полифония пластов, полифония тональностей, разграничение тембров – на сияюще-звонкие и глуховатые, колебания звучаний, из которых внезапно вырисовывается мелодия-образ. У музыкального ряда отнюдь не иллюстративная функция, здесь – общее настроение, нерв автора. Несмотря на внешнюю статику музыкального плана, здесь есть внутренняя динамика, волнистость линий, ощущение внутреннего напряжения-интриги. Есть кульминация, которая с жестокой неумолимостью вырисовывает последние мгновения жизни Поэта. Эмоции обнажаются, и хаос чувств подчиняется железной логике фатальности… Следует отдать должное соавтору композитора – звукооператору, монтажёру и дизайнеру проекта, Елене Горюнович, без творческих усилий которой этому убедительному и, без сомнений, оригинальному замыслу не судилось бы осуществиться.
Ольга Чепиль, музыковед, Член Национального Союза Композиторов Украины
|